Город и горожане

Галерея «Элизиум» на 42-м Российском Антикварном Салоне представляет экспозицию под названием «Город и горожане».

Пространство города рассматривается как воплощение современного образа жизни. ХХ век внес серьезные коррективы в жанр городского пейзажа, расширил горизонты. Появившаяся новая реальность, радикальные перемены в стиле городской жизни, урбанизм изменили культурный контекст, и нашли отражение в художественном творчестве.

В экспозицию войдут работы, показывающие образ большого города, среди которых картины и графические листы Ю. Пименова «Луна-парк» (1973), «Ночные телефоны» (1960-е), «Серьезный разговор» (1975), С. Герасимова «Якиманка. Вид из окна» (1920-е), «Якиманка. Вид на Кремль» (1920-е), Е. Нагаевской «Москва. Вид на Цветной бульвар» (1933). Неповторима и проникнута искренним увлечением современным научно-техническим прогрессом графическая серия А. Лабаса «Авиация. Движение» (1960-е), где город и люди охвачены общим движением - это и мчащиеся по магистралям машины и чудо техники – эскалатор метрополитена, и авиапассажиры в зале ожидания аэропорта. Люди и город живут новыми ритмами, новой жизнью. Произведения Ю. Пименова полны очарования городской жизни, такие работы художника, как «Болгарский этюд» (1977), «Утреннее молоко» (1960), изумительно точно передают характер и стиль Москвы тех лет. Несмотря на то, что в них нет непосредственного присутствия людей или включения городского пейзажа как такового, тем не менее, атмосфера городской жизни, ее своеобразный уклад явно прочитываются. Выразительны и необычны городские пейзажи С. Герасимова, который в отличие от Ю. Пименова не был певцом городской жизни, но в этих работах им необыкновенно тонко передан живописно-пространственный образ города «Старая Москва, Масловка» (1930-е), «Храм Христа Спасителя. Демонстрация» (1920-е ).

Уголки старой Москвы запечатлены на полотнах К. Зефирова «Замоскворечье. Лето» (1940-е), С. Коляды «Большой театр» (1967), «Театр на Таганке» (1977), «Хохловский переулок» (1988). Эти произведения сегодня имеют помимо художественной и историческую ценность, ведь они запечатлели то, что давно утрачено – тихие улочки и переулки, ныне совершенно изменившие свой облик, исчезнувшие старые дома. Образ Петербурга с его неповторимым городским колоритом запечатлен на картинах В. Беляшина «Открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге» (1907) и А. Осмеркина «Васильевский остров» (1935), А. Ведерникова «Вид на Петропавловскую крепость» (1946) и др.

Также в экспозицию войдут скульптурные работы таких художников как В. Сидур, А. Арендт, А. Григорьев, С. Лебедева, Г. Нерода, которые раскроют характеры и типы городских жителей. Узнаваемы и сатирически обыграны типажи в работах В. Сидура, лирична, вторящая романтическим пейзажам С. Коляды, скульптурная серия «Пушкинианы» А. Григорьева (1947). Также среди «горожан» можно встретить Гагарина, Волошина, Лермонтова, Гоголя, Брюсова, Луначарского и др.

Василий Васильевич Беляшин
(1874 – 1929 гг.)
«Открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге»
1907 г.
Холст, масло
50 х 64,5 см.

Сергей Васильевич Герасимов
(1885 – 1964 гг.)
«Якиманка. Вид из окна»
1920-е гг.
Бумага, акварель

Александр Аркадьевич Лабас
(1900 – 1983 гг.)
«Строят дома. Серия Москва»
1953 г.
Бумага, акварель, белила
43,3 х 63,3 см.

Елена Варнавовна Нагаевская
(1900 – 1990 гг.)
«Зима в Москве. Вид на Цветной бульвар»
1933 г.
Холст, масло
60 х 89,5 см.

Юлия Васильевна Разумовская
(1896 – 1987 гг.)
«Центральный дом юных пионеров»
1934 г.
Холст, масло
59,5 х 80 см.

Вадим Абрамович Сидур
(1924 – 1986 гг.)
«Драка интеллигентов» (из цикла «Праздник»)
1965 г.
Бронза, литье
34 х 44 х 15 см.

Назад