Классицизм и неоготика XIX в.

Основой тематической экспозиции антикварного салона А. Лелянова стало сочетание красоты совершенства эпохи русского классицизма первой трети 19 века и уют обстановки, который он рождает.

Выделялось несколько русских вещей в стиле неоготики того же периода: зеркало-псише орехового дерева производства фирмы П. Гамбса 1820-30-х гг., парные неоготические подсвечники золоченой и патинированной бронзы из семьи издателя Ефрона и изготовленный в аналогичной технике подсвечник – миракль, бытовавший до этого в провинциальном городе (происходящий, видимо, из помещичьей усадьбы).

Представленное зеркало-псише является важным, с точки зрения изучения истории искусства, образцом мебели в стиле неоготики. Его деревянная рама и боковые стойки обильно декорированы различными элементами, заимствованным из архитектуры европейского средневековья – башенками, стрельчатыми арками, пучками колонн, трилистниками, вызывая аллюзии с устремленными к небу силуэтами готических соборов. Особенно сильный художественный эффект производит виртуозно исполненные в технике резьбы орнаменты, опускающиеся на зеркальную поверхность, которые подобны каменному кружеву готических сводов и переплету окон.

Самым ранним примером проявления этого стиля является меблировка интерьеров загородного дворца императрицы Александры Федоровны «Коттедж», выполненная на фирме П. Гамбса к 1829 году. Важно, что именно здесь стали впервые выпускать серийные образцы мебели в неоготическом вкусе. Помимо «Коттеджа», в различных музейных собраниях сохранились разрозненные образцы мебели, большей частью представляющие мебель для сидения, немного – столы и шкафы и пр.

Данное зеркало, которое также является одним из примеров интерпретации неоготики, несомненно, относится к изделиям русских мастеров, о чем говорит манера трактовки первоисточника. Если европейские авторы старались более или менее точно приблизиться к средневековым прототипам, то в работах российских мебельщиков скорее ощущается стремление отразить «дух эпохи», передать образное впечатление. Поэтому отечественные образы представляются более эклектичными, что видно в ряде выше приведенных примеров. Кроме того, на одной из деталей имеется мастеровая надпись на русском языке, нанесенная при сборке.

Блестяще исполненная столярная и резная работа зеркала служит доказательством того, что оно выполнено на одном из крупных столичных предприятий. В настоящее время известна только одна фирма, которая выпускала подобные изделия – фирма П. Гамбса.

Напольное зеркало-псише в неоготическом стиле.
Санкт-Петербург, фирма П. Гамбса, 1820-1830-е гг.
Сосна, орех; фанерование, резьба.
Размер 225 х 116 х 51 см.
Атрибуция Т. Б. Семёновой (ГЭ).

Все новости Салона