Специальная экспозиция 43 Российского Антикварного Салона – «РУССКАЯ ИКОНА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Куратор специальной экспозиции – Наталия Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор каталога икон выставки «Художественные сокровища России».

Начало XX столетия в истории русской культуры принято называть «серебряным веком». Родившийся в среде русской эмиграции, вынужденной покинуть Россию во время революционных событий, этот термин очень точно охарактеризовал последний высокий расцвет искусств в Российской империи, который пришелся на краткое время накануне ее гибели. Мало кто знает, что наряду с литературой, философской мыслью и живописью свой замечательный взлет в начале века пережило и русской национальное искусство – иконопись. Первые успехи научной реставрации открыли русскому обществу красоту художественного языка древнерусской иконы. Огромное впечатление эстетика древнего образа произвела на художников, работавших в области церковного искусства, в результате чего в иконописи и декоративно-прикладном искусстве сложился новый стиль, удивительно гармонично сочетавший в себе традиционные формы с актуальными художественными идеями своего времени. Это искусство было результатом долгого процесса поиска нового языка в русской иконе, начавшегося еще на рубеже XVIII-XIX веков. И если бы не революционные события, на многие десятилетия прервавшие развитие иконописи в России, то, очевидно, что именно этому направлению церковного изобразительного искусства принадлежало будущее.

В рамках Специальной экспозиции 43 Российского Антикварного Салона будут представлены наиболее интересные произведения «серебряного века» русской иконописи из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музея русской иконы Михаила Абрамова и частных собраний из Москвы и Санкт-Петербурга. Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала столетия – Николая Емельянова и Алексея Вашурова, в чьем творчестве попытка возрождения традиционного начала в иконописи была наиболее убедительной. Также будут экспонироваться работы других интересных мастеров, находившихся в постоянном поиске новых форм, таких, как Яков Богатенко.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

1906 год. Мастерская Я.А. Богатенко, Москва

Дерево, левкас, темпера, золочение. 31 × 26,7 см

МиАР, КП 6925

Благоверный князь Михаил Тверской

Начало XX века. Москва

Дерево, левкас, темпера, золочение; 31,5 × 26,2 см

МиАР, КП 6942

Богоматерь Казанская (в окладе и киоте)

Начало XX века.  Товарищество П.И. Оловянишникова сыновья, Москва.

Дерево, левкас, темпера; медь, чеканка, скань, стекла

51 × 34 × 5,4 см

МиАР,  КП 7669/1-3

Вход в Иерусалим

Начало XX века. Москва

Дерево, левкас, темпера, золочение. 31 × 26,2 см

МиАР, КП 6915

Священномученик Антипа

Начало XX века. К. Василевский (?), Москва

Дерево, левкас, темпера, золочение. 26,5 × 22,5 см

МиАР, КП 2189

Спас Нерукотворный

Начало XX века. Мастерская А Я Вашурова (?), Москва

Дерево, левкас, темпера, золочение. 30 × 26 см

МиАР.  КП 5508
 

В неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании традиционной иконографии икон начала XX века отразилось воздействие стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова еще в 1880-е годы. Однако, иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык.

В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество С.И. Вашкова – главного художника московского Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве предметов церковной утвари, облачений и храмового убранства. В его работах формы древнерусского, раннехристианского и византийского искусства гармонично сочетаются с мотивами стиля модерн. На выставке будут представлены иконные киоты и оклады икон, выполненные по популярным оригиналам С.И. Вашкова на фирме Оловянишниковых и других московских  мастерских.