Специальная экспозиция 42 Российского Антикварного Салона – «Тысяча и одна сказка Востока»

Экспозиция посвящена традиционному ювелирному искусству и национальному костюму мусульманских стран и территорий, длительное время находившихся под влиянием ислама. В экспозиции представлены изделия XIX – первой трети XX века из Средней Азии (Узбекистан, Туркмения), Афганистана, Ирана, Азербайджана, стран Магриба (Марокко, Тунис, Алжир), стран Аравийского полуострова (Йемен, Оман, Египет), Турции, Болгарии, Македонии.

В последнее время в связи с возрождающимся интересом к национальной культуре, ее жизни в современном многонациональном мире, все больше возникает потребность познакомиться с традиционной культурой людей иной веры, иного образа жизни. В рамках специальной экспозиции показано богатое культурное наследие народов, исповедующих ислам. Огромная территория мусульманского мира объединяет множество различных национальностей, обладающих собственной уникальной культурой и искусством.

Ювелирное искусство всегда играло особую роль в жизни народов Востока. Уже в глубокой древности украшения создавались не только для  украшения мужчин и женщин, для подчеркивания социального статуса, но и как чудодейственные талисманы. Орнаменты и рисунки на них защищали от порчи, дурного глаза, влияния злых духов и привлекали добро, счастье, удачу. Украшения являлись четким маркером принадлежности к тому или иному роду, семье, племени. Искусство мастера-ювелира очень высоко ценилось и уважалось.

В узбекской части коллекции можно будет увидеть уникальный комплекс женских свадебных украшений из Хорезма, сохранивших наиболее архаичный тип и древнейшую символику.  Широко представлено узбекское и таджикское ювелирное искусство различных регионов Узбекистана.  Большая коллекция серег – от недорогих серебряных, принадлежащих простым жителям, до уникальных произведений с полудрагоценными камнями и жемчугом, носимых только знатью. Прекрасная сохранность и комплектность отличает эту часть коллекции.

Туркменская часть экспозиции в основном представлена украшениями двух туркменских племен – теке и йомуд. Женские, мужские и детские амулеты, височные и затылочные украшения, монисты с российскими монетами удивят своей монументальностью и строгой красотой. Следует отметить уникальное собрание девичьих украшений на шапочку – губпа, принадлежащих шести туркменским племенам. Интересен редкий экспонат – веретено племени йомуд, которое дарила свекровь своей невестке. Особенного  внимания заслуживает также наголовный женский свадебный халат XIX века с изысканной вышивкой.

Небольшая часть ирано-азербайджанской коллекции демонстрирует роскошный бакинский женский пояс из бархата с позументом и серебряной, украшенной чернением пряжкой. Очень интересны тончайшей филигранью серьги жительниц Тегерана и серьги иранских курдов, на которых вопреки мусульманской традиции изображены женские лица. Тонкостью работы отличается и тканый ремень с деревянным карабином, служивший для увязывания вещей на вьючное животное.

Впервые экспонируется в России собрание ювелирных украшений стран Магриба. В состав экспозиции войдут марокканские и тунисские фибулы разных племен, сохранившие свои функциональные особенности со времен римских завоеваний, височные серьги и удивительные, поражающие своей фантазийной формой алжирские и мавританские ручные и ножные браслеты.

Особый интерес представляет раздел экспозиции, происходящий с территории возникновения ислама – Аравийского полуострова. Значительная часть йеменского собрания привезена непосредственно из Йемена, приобреталась в семьях и имеет не только художественную, но и высокую научную ценность. Стоит отметить прекрасно выполненное платье с вышивкой – плетением серебряными уплощенными проволоками.

Мусульманские традиции и искусство оставило большой след и на традиционно христианских территориях Балкан. Находясь длительное время в составе Оттоманской империи, балканские народы органично вписали в свои ремесленные и культурные традиции богатый мусульманский опыт. Помимо традиционных ожерелий, серег и браслетов, в экспозиции представлены пряжки – изначально характерный элемент турецкого народного костюма. Однако христианские ювелиры внесли в этот элемент костюма свои символы и сюжеты: на экспонируемых пряжках изображены церкви, птицы и особенно любимый после освобождения и помощи России двуглавый орел.

Куратор – Елена Лисовская, коллекционер, дизайнер, специалист по традиционному мусульманскому костюму.

Ук-ей. Затылочное женское украшение.
Узбекистан. Хорезм.
Вторая половина XIX века.
Серебро, коралл, бирюза, стекло.
Басма, филигрань, зернь, золочение.

Ук-ей – лук со стрелой. Дуговидная нижняя часть – остов лука, верхняя прямая перемычка – тетива, треугольная подвеска – наконечник стрелы. Древним протооригиналом ук-ей служили назатыльники шапки и шлема, необходимые в Средней Азии для защиты от холода зимой и палящего солнца летом. До XIX века у многих народов, в том числе и узбеков, сохранилось представление, что лук и стрелы являлся атрибутом богини-матери женщины-птицы Умай, стреляющей в злого духа, который приближался к ребенку. Таким образом затылочное украшение приобрело магически-охранительную силу и обязательно использовалось в наряде невесты.

Бодом-ой. Височное женское украшение.
Узбекистан. Хорезм.
Вторая половина  XIX века.
Серебро, коралл, бирюза, стекло.
Басма, филигрань, зернь, золочение.

Бодом-ой – миндаль-луна. Форма бодом-ой сложилась на основании изображения полумесяца, на котором располагалась птица с распахнутыми крыльями, впоследствии превратившаяся в символическое изображение миндалин. Луна, птица, цветочные розетты были символами плодородия. В XIX веке бодом-ой носили и как одиночное налобное и как парное височное украшение.

Бибишок. Височное украшение.
Узбекистан. Самарканд.
Конец XIX века.
Серебро, коралл, сердолик, стекло.

Форма украшения напоминает разные вещи: и двурогий полумесяц, и копыта лошади и священный топорик дервиша. Все это наделялось магической силой и охраняло женщину.

Серьги.
Узбекистан. Бухара.
Конец XIX века.
Серебро, жемчуг, полудрагоценные камни. Золочение.

Серьги.
Узбекистан. Бухара.
Конец XIX века.
Серебро, жемчуг, полудрагоценные камни. Золочение.


Фибулы

Фибулы – застежки для плаща. Конструкция фибул сохранилась со времен Римской Империи. Их вес, размер и проба металла указывали на социальный статус женщины. Для каждого региона и племени Магриба характерна своя форма фибул. В дизайне украшения часто использовались сексуальные мотивы, призванные способствовать деторождению. Нередко к фибулам подвешивались богато украшенные коробочки для благовоний.

Фибулы.
Марокко. Тизнит.
Начало ХХ века.
Серебро. Эмаль.

Фибулы.
Марокко. Тизнит.
Начало ХХ века.
Серебро. Эмаль.

Фибулы.
Марокко. Надор.
Конец XIX - начало ХХ века.
Серебро.

Фибулы.
Марокко. Фес.
Конец XIX - начало ХХ века.
Серебро. Золочение.

Фибулы.
Марокко. Племя Зайане.
Конец XIX - начало ХХ века.
Серебро, коралл. Эмаль.

Фибула.
Тунис.
Конец XIX века.
Серебро.