СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ 41 АНТИКВАРНОГО САЛОНА – «СТРАСТЬ МОЯ ОХОТА»

Куратор – Людмила Ароновна Дементьева, заведующая отделом металла ГИМ, лауреат Государственной премии РФ, кандидат исторических наук, эксперт по культурным ценностям МК РФ

Специальная экспозиция 41 Российского Антикварного Салона была посвящена теме охоты – одного из самых любимых, увлекательных, захватывающих аристократических развлечений.

Охота была не только интересным времяпрепровождением, но и представляла увлекательное состязание, азартную игру, позволявшую уверенным в своих силах людям проявить себя в экстремальных ситуациях. Это был особый мир со своими правилами, традициями, модой, этикой и эстетикой. Охотничьи сюжеты традиционно являются одними из наиболее популярных в истории мировой художественной культуры, что делает произведения искусства с охотничьими сюжетами предметом специального коллекционирования. Эти произведения для истинных любителей этой тематики являются такими же предметами ловли, как и добыча для охотника. И, хотя для настоящего охотника первостепенным является не столько добыча трофея, сколько сам процесс охоты, для собирателя предметов охотничьей тематики во многом особую ценность может представлять не столько художественный уровень исполнения, сколько точность в передаче отдельных эпизодов и событий охоты. Это в немалой степени было обусловлено спецификой охотничьего жанра, сложение и развитие которого обуславливали аристократические заказчики.

Во все времена особо ценились те произведения, которые отчетливо демонстрировали свободное знание художником или скульптором анатомии и повадок изображаемых зверей, способах охоты на них, умении профессионально и точно изобразить детали разных видов охоты. К числу подобных работ относятся произведения русской школы художественной пластики, и, в первую очередь, произведения известного русского скульптора Николая Ивановича Либериха (1828–1883 гг.). Теме охоты – одного из наиболее известных увлечений российского дворянского общества – Либерих посвятил многочисленные скульптурные композиции, которые пользовались широкой популярностью не только в России, но и за рубежом. Охотничьи сцены, в которых скульптору удавалось блестяще передать охотничий азарт, объединявший в единое целое всех участников охоты, после Всемирной выставки в Лондоне в 1862 году получили широкую известность и пользовались особым предпочтением в Англии.

В середине 1860-х гг. Либерих неоднократно присутствовал на охотах императора Александра II, который, как известно, был страстным охотником. Результатом охоты императора 9 марта 1865 года в охотничьем хозяйстве Лисино, в 50 км к югу от Петербурга, стал эффектный охотничий трофей, который чуть было не стоил императору жизни. «Лисинский медведь», поразивший своими размерами даже бывалых охотников, стал своеобразной моделью для скульптора, сумевшего не только точно воспроизвести внешний облик медведя – не случайно у надписи на шильде размещены линейные меры, обозначающие масштаб изображения, – но и передать характерное мимолетное состояние животного, почуявшего опасность. Фигура стоящего на задних лапах медведя завоевала широчайшую популярность.

Наряду с подобными, пользующимися заслуженной известностью произведениями, на выставке впервые представлены эффектные сцены охоты в Туркестане, выполненные по моделям неизвестного русского скульптора, работавшего в последней четверти 19 века.

Первая из них представляет эпизод охоты на кабана, исход которой определил меткий выстрел из пистолета. Охота на кабана с пистолетом была крайне опасной и требовала особенного бесстрашия и ловкости охотника. Не случайно композиция названа "Русский Мелеагр" – аллюзия на известного этолийского героя Мелеагра, победившего свирепого вепря в знаменитой Калидонской охоте, собравшей самых отважных античных героев. Очевидно, что автор модели был досконально знаком с особенностями такой охоты – пистолет направлен в голову свирепого зверя: "У старых секачей образуется на спине и по бокам что-то вроде брони, почти неуязвимой для пуль ...эта броня предохраняет бока животного".

Сюжетом второй композиции стал драматичный эпизод охоты на тигра, которая происходила в 1874 году в урочище Кара-Узяк (южный Казахстан).

После присоединения Туркестана к России во второй половине 1860-х гг. пришедшая ранее в упадок охота на тигра приобрела широкие размеры. Охота на тигров получила широкую популярность среди русских военных из пограничных частей, где образовывались специальные "охотничьи команды" из казаков и офицеров.

Несмотря на многочисленные описания, охота на тигра крайне редко являлась предметом художественного изображения. Представленную на выставке скульптурную композицию, в которой детально воспроизведена сцена охоты на тигра с точным обозначением места и времени, с полным основанием можно отнести к уникальным произведениям.

Композиция построена таким образом, что ее можно рассматривать с разных точек, что предоставляет дополнительную возможность наблюдать и сопереживать каждому отдельному моменту схватки. Сцена наполнена особенной эмоциональностью, которая передается зрителю.

Свободной, уверенной моделировкой выполнены не только характерные реалии, исполнены особенности текстур различных материалов, но и переданы выражения лиц персонажей.

К редким образцам "охотничьего жанра" можно без преувеличения отнести выразительную шпалеру с изображением экспрессивной сцены охоты на медведя. Шпалера была выполнена по картону русского художника П.П. Соколова (1821–1899 гг.) в последней трети 19 века на одной из французских мануфактур – уникальный пример сотрудничества французских ткачей и русского художника.

В числе живописных и графических произведений, представленных на выставке, – редкий, полный особенной пронзительной красоты, романтический охотничий "Пейзаж с глухарями", выполненный талантливым художником графом Владимиром Леонидовичем Муравьёвым (1861–1940 гг.), лист из серии "Охота на лосей" художника Александра Сергеевича Хренова (1860–1926 гг.), собирателем акварелей которого был страстный охотник великий князь Николай Николаевич Младший.

В числе предметов декоративно-прикладного искусства – тарелки из знаменитого "Охотничьего сервиза", эффектного подарка Екатерины II генерал-фельдцейхмейстеру Григорию Орлову. Изделие было выполнено на Императорском Фарфоровом заводе по образцу сервиза Мейсенской мануфактуры 1760-х гг. Позднее его дополняли по заказам российских императоров от Павла I до Александра III. Представленные тарелки с маркой "АII" украшены различными сценами охоты на фоне романтического пейзажа.

На выставке впервые экспонируются обладающие мемориальным значением исторические раритеты – графин и стопа из сервиза Императорского дворца в Беловеже, месте проведения знаменитых охот российских императоров.

Произведения для выставки предоставлены антикварными галереями и коллекционерами Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Все новости Салона
DSC_8807DSC_8807
DSC_8808DSC_8808
DSC_8810DSC_8810
DSC_8811DSC_8811
DSC_8813DSC_8813
DSC_8814DSC_8814
DSC_8815DSC_8815
DSC_8816DSC_8816
DSC_8818DSC_8818
javascript