Северное Возрождение XVI-XVI вв.

Частная коллекция
Экспозиция московской частной коллекции западноевропейской живописи XVI-XVII веков почти полностью посвящена работам известнейших фламандских художников Северного Возрождения. Излюбленные жанры старых мастеров: религиозная живопись, жанровые сцены, натюрморты, пейзажи и баталии предстанут перед зрителем в добром соседстве друг с другом, точно также, как они соседствовали в их творчестве.

Любовь старых мастеров к изображению праздничных гуляний и застолий ярко иллюстрирует работа Питера Брейгеля Младшего «Крестьянский свадебный танец». Это – самый распространенный сюжет фламандской живописи начала XVII века. Он радует зрителя своей простой, искренней веселостью и яркими красками. Однако, картина наполнена и назидательным смыслом. Например, глиняные кувшины и кружки символизируют перенасыщение, а пляска – человеческую глупость и ненасытность низменными удовольствиями.

Питер Брейгель младший
(Брюссель, 1564/5 – 1637/8, Антверпен)
«Крестьянский свадебный танец»
Доска, масло. 38,1 × 57,2 см, паркетаж
Подпись и дата в левом нижнем углу: P. brevghel. 161[0]

Великий Питер Брейгель Старший из раза в раз указывал своим современникам на то, что за суетой нелёгкого быта и радостных праздников не стоит забывать о вечности души. В масштабной и философски глубокой работе «Шествие Христа на Голгофу» по замыслу автора зритель видит на фоне Иерусалима и Голгофы большое число жанровых сцен, среди которых история самого главного события христианского мира – преодоление смерти через крестную жертву Христа нарочито представлено лишь одним из многих событий того дня. Так художник призывает зрителя задуматься о месте Христа в его собственной жизни.

В экспозицию включена работа Питера Брейгеля младшего с аналогичным сюжетом, сделанная, очевидно для заказчика весьма состоятельного. Об этом свидетельствуют драгоценные пигменты, использованные в работе. Увидеть эту картину воочию – особое удовольствие.

Питер Брейгель младший
(Брюссель, 1564/5 – 1637/8, Антверпен)
«Шествие Христа на Голгофу»
Дерево, масло. 95,2 x 166,7 cм
На подрамнике клеймо с гербом Антверпена

В экспозиции также будут представлены работы Квентина Массейса, Йориса ван Сона, Амброзиуса Босхарта младшего и других западноевропейских художников.