В результате переатрибуции картины «Девушка с нотами» из собрания Третьяковской галереи сделано научное открытие

В результате переатрибуции картины «Девушка с нотами» из собрания Третьяковской галереи сделано научное открытие

Третьяковская галерея сообщает о сенсационном научном открытии: в ходе подготовки к переизданию очередного тома каталога собрания Третьяковской галереи «Живопись XVIII века» научные сотрудники музея провели ряд специальных исследований для уточнения атрибуции одного из вызывавших сомнение произведений конца XVIII столетия – «Девушка с нотами» (Дерево, масло. 70,8 × 52). В результате технико-технологической экспертизы и стилистического анализа работы выяснилось, что ее авторство принадлежит не русскому художнику Петру Николаевичу Нестерову, как указано на обороте картины, а западноевропейскому живописцу. Специалисты по западноевропейскому искусству с большой долей вероятности приписывают авторство картины голландскому художнику XVII века Якобу Адриансу Баккеру (1608/9, Харлинген – 1651, Амстердам), ученику Рембрандта.

История бытования картины «Девушка с нотами» и ее атрибуция чрезвычайно интересны. Произведение попало в Третьяковскую галерею в 1927 году из Государственного музейного фонда под названием «Поющая девушка». В книге поступлений указывалось, что ранее картина принадлежала некоему Е.М.Фейрельбергу (Москва).

На обороте доски сохранилась старинная надпись: Петръ Нестеровъ: 1797. Эта картина впервые была воспроизведена в каталоге собрания Третьяковской галереи «Живопись XVIII века» (Т. 2. М., 1998) как работа русского художника Петра Николаевича Нестерова (1745 – не ранее 1797), но уже под названием «Девушка с нотами». Однако биография П.Н. Нестерова, составленная по архивным источникам, чрезвычайно скудна. Произведения живописца до наших дней не дошли, что не позволяет судить о его творческой манере. Составители каталога справедливо отметили, что в основе изображения «Девушки с нотами» лежит оригинал неизвестного иностранного художника, и поэтому с осторожностью предположили, что в собрании музея оказалась копия (?), выполненная русским художником в конце XVIII века.

В 2013 году при подготовке переиздания тома "Живопись XVIII века" А.А. Погодина, научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века, уточнила имя владельца. Им оказался Е.М. Фейтельберг, коллекционировавший полотна старых западноевропейских мастеров, в том числе и произведения голландских живописцев XVII века. После 1918 года коллекция Фейтельберга попала в ГМФ, затем большая часть собрания была передана в Государственный музей изящных искусств (с 1937 – ГМИИ им. А.С. Пушкина). И только "Поющая девушка»" оказалась в Третьяковской галерее, по-видимому, из-за имени русского художника, указанного на обороте.

Технико-технологические исследования картины показали, что на обороте доски не подпись художника, а поздняя надпись, вероятно нанесенная владельцем картины. Структура послойного построения изображения – основа, грунт, подмалевок и дальнейшая работа кистями – заставила отказаться от мнения о копийности произведения.

Продолжая исследование, научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века обратилась за консультацией к специалистам по западноевропейскому искусству. Е.Б.Шарнова первая из коллег связала произведение с именем голландского художника Якоба Адрианса Баккера и высказала предположение о датировке произведения 1630-ми годами. Это мнение впоследствии подтвердил профессор В.А.Садков (ГМИИ им. А.С.Пушкина). При осмотре картины он предположил, что в Галерее находится авторское повторение работы Я.А.Баккера, известной по воспроизведению в одном из каталогов монографической выставки мастера, и бесследно исчезнувшей в годы Второй мировой войны. Пропавшая картина называлась "Поющая пастушка". Идентичность изображения, а также совпадение деревянной основы и размеров утраченного экземпляра и картины из Третьяковской галереи были очевидны. Однако известно, что наше произведение находилось в России с начала XX века.

Я.А.Баккер, известный портретист и исторический живописец, был сыном булочника А.Тьерксзоона, официально изменившего свою фамилию на Баккер (пекарь). Я.А.Баккер учился в Леувардене у исторического живописца Л.Якобсона. Около 1630 года он возвратился в Амстердам, где жил и работал до конца жизни. Считается, что здесь он мог продолжить обучение у Рембрандта или находиться под его влиянием. В свою очередь Баккер открыл собственную мастерскую и пользовался большим успехом как живописец.

Исследовательская работа научных сотрудников Третьяковской галереи будет продолжена. В ближайших планах – контакты с голландскими исследователями творчества Баккера и подтверждение авторства произведения из коллекции нашего музея.

На основе материала Государственной Третьяковской галереи

Все новости Салона