ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО КОСТОРЕЗНОГО ИСКУССТВА

На стенде галереи «Историческая справедливость» на весеннем Антикварном Салоне будут представлены работы знаменитых резчиков по кости, о которых рассказал сотрудник галереи Дмитрий Баранов:

— В каких регионах была наиболее распространена резьба по кости как вид декоративно-прикладного искусства? 
— Резьба по кости традиционно была распространена в наибольшей степени в северных регионах страны – издавна славятся, в частности, холмогорская резная кость, работы резчиков Якутии. Можно сказать, что центры развития резьбы по кости были естественным образом «привязаны» к тем регионам, где для этого объективно существовали наиболее благоприятные условия. Кроме того, немалое количество мастеров работало в Москве и Санкт-Петербурге – двух главных городах России, которые были средоточием политической, деловой и культурной жизни.

— Можно ли назвать какой-либо период в истории «золотым веком» резьбы по кости? Если да, то какой именно? Из какого века до наших дней дошло наибольшее количество изделий?
— Этот вид искусства имеет долгую и богатую историю, в которой насчитывается не одно столетие. Но, наверное, временем максимального расцвета можно назвать период со второй половины XVIII по начало XIX века. Соответственно, и большинство сохранившихся до нашего времени работ датируется именно этим периодом.

— Какие сюжеты чаще всего использовались в творчестве старых мастеров?
— Преобладали жанровые и религиозные сюжеты, а также растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты (темы обращения к природе были в большей степени присущи творчеству северных мастеров).

— Кто из древних резчиков особенно ценится в наше время?
— История сохранила немало замечательных имен мастеров, работы которых славились в свое время. Из тех, чье искусство наиболее востребовано сегодня, можно назвать, например, холмогорских резчиков XVII века, «гребенных мастеров» братьев Шешениных, вызванных в Москву и с 1656 года находившихся в ведомстве Оружейного приказа. Столетием позже холмогорская резная кость по праву гордилась такими именами, как Осип Дудин, выдающийся мастер сложнейшей техники сквозной резьбы, и Николай Верещагин, соединивший в своем творчестве традиции северорусского косторезного искусства с элементами раннего классицизма. Оба эти мастера повторили путь братьев Шешениных из Холмогор в столицу, которой в то время уже стал Санкт-Петербург. В Петербурге же жил и работал еще один выдающийся представитель «золотого века» косторезного икусства – мастер Самуил Юдин, снискавший славу не только как резчик по кости: в 1762 году он был назначен главным медальером монетного двора.

— На Ваш взгляд, что именно привлекает покупателей в фигурках из кости?
— Как правило, ценителей привлекает прежде всего необычная эстетика материала – слоновой, мамонтовой или моржовой кости. Кость прочна и красива особенной красотой, она обладает слоистым строением, благодаря которому на ее поверхности появляется легкий рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Благородный белый цвет в сочетании с различными оттенками – желтовато-палевыми, голубоватыми, серебристыми и т.д. – придает изделиям резчиков изысканность и вместе с тем какую-то особую теплоту.

— Требуются ли особые условия для хранения этих изделий?
— Особых условий для хранения предметов из кости не требуется, необходимо лишь соблюдать определенный температурно-влажностный режим (влажность порядка 50%, комнатная температура). Самое главное – это не допускать перепадов температуры и влажности, а также избегать воздействия сквозняков.

— Покупка изделий из кости – перспективная ли это инвестиция, если сравнивать, например, с живописью?
— Покупка действительно редких, значимых предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных в технике резьбы по кости, – это отличная инвестиция в будущее. Такие предметы со временем становятся дороже на мировых аукционах, так как количество их постоянно уменьшается, а историческая и культурная ценность – увеличивается. 

 

Все новости Салона