Специальная экспозиция XXXVIII Антикварного Салона – «Предметы роскоши. Поставщики Двора Его Императорского Величества»

Проект ориентирован на то, чтобы познакомить гостей Салона с удивительными образцами русского прикладного искусства.

Сазиков, Овчинников, Хлебников, Фаберже, Шопен, Верфель, Моран, Берто, Соколов - именно с этими фамилиями связана история создания предметов роскоши в России, это их изделия конкурировали с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства Западной Европы и Востока, создавая узнаваемый и неповторимый образ «русскости».

Почетное звание Поставщика вошло в историю России как неоспоримый знак качества продукции и подтверждение добросовестности её производителя. Строгие условия получения звания не допускали оплошностей и делали его предметом особой гордости для тех, кто был его удостоен. Многие желающие годами пытались доказать преимущества своих товаров и получить разрешение именовать себя Поставщиком, зачастую на это уходили многие года и множество усилий.

Хотя звание начали использовать с начала XIX века, «де-юре» звание Поставщика высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов было учреждено в 1856 году при Александре II. Тогда был установлен регламент и определён вид знака. А уже с 1862 года для фабрикантов, ремесленников и художников, поставлявших свои товары ко Двору на протяжении 8-10 лет по лучшим ценам и не имевших нареканий по качеству было дано разрешение именовать себя Поставщиком Двора. Такой возможностью непременно пользовались, размещая соответствующую  символику на вывесках своих магазинов, производимой продукции, визитных карточках и фирменных бланках.

В начале XX века процедура присвоения звания была уже устоявшейся. Присваивалось оно дважды в год Канцелярией Министерства Императорского Двора на Пасху и Рождество. Для получения почётного звания нужно было подать соответствующее прошение и собюсти следующие условия.

  1. Поставщик должен был на протяжении 8-10 лет совершать добросовестные поставки товаров ко Двору. Товары должны были быть собственного производства, поставляться по «сравнительно малым ценам» и не иметь нареканий по качеству.
  2. На протяжении этого времени поставщик должен был также постоянно доказывать качество своей продукции, участвуя в промышленных выставках, и быть отмеченным на них.

Звание могло быть присвоено только на время осуществления поставок. Присваивалось только владельцу предприятия и не передавалось по наследству. Если предприятие продавалось или владелец умирал, звание нужно было получать заново.

Все новости Салона