Шедевры искусства Китая и Японии

Галерея «Евразия» представит на 42-м Салоне изысканные предметы японского и китайского декоративно-прикладного искусства

 (кликните на изображения, чтобы открыть их в увеличенном размере) 

Парные скульптуры львов шицзы
Китай, конец XVIII- начало XIX в.
Фарфор, скульптурная лепка, глазурь
Высота 35,5 см 

Фигуры львов декорированы "турецкой голубой" глазурью, на основе медных красителей. Ее сложные цветовые переходы от интенсивно-бирюзовых до почти черных затеков получены в результате особого режима обжига. Следует подчеркнуть повышенную декоративность произведений, создаваемую причудливыми налепами в виде туго закрученных спиралей, рисунком рельефных элементов на поверхности, усиленных сложными переливами и нарочито-неровными потеками блестящей глазури. 
Еле заметные трещинки кракелюра придают поверхности дополнительную игру светотени. 
В настоящее время подобные скульптуры размещаются в парадных помещениях, где они, с одной стороны, являются элементами интерьера, а с другой – выполняют функцию оберега, защищая их владельцев от неприятностей.

 

Курильница в форме петуха
Япония, 1920-1940-е гг., стиль Ар-деко
Бронза, литье, патинирование, гравировка, инкрустация
Высота 23,5 см

В японской культуре птицы с древних времен играли большую роль и несли важную смысловую нагрузку. В древнейшей японской религии синто птицам была отведена почетная роль посредников между миром людей и миром божеств.
Любопытно, что до конца XIX века японцы не употребляли в пищу курятину и куриные яйца. Петухи и куры считались шаманскими птицами, обладающими магическими свойствами. В японских ритуалах петух – это магическая птица, призывающая солнце подняться к небосклону. Птица ассоциировалась с возрождением жизни, защитой от злых духов и оберегом от несчастий.

 

Ваза с крышкой
Китай, начало XX в.
Слоновая кость, резьба, гравировка, тонировка.
Высота: 28,7 см
Марка: Канси няньчжи

Ваза с крышкой, изготовленная в форму курильницы: которая стоит на трех ножках, скомпонованных из коротких звериных лап и голов фантастических животных.
Произведение выполнено в начале XX века на основе лучших традиций косторезного искусства Китая и демонстрирует высокий уровень отработанных в предыдущие столетия приемов резьбы. К ним относится, прежде всего, умение выявить природные свойства благородного материала - сияние его полированной поверхности и изысканный рисунок тонкой сетчатой текстуры. Помимо этого, с большим мастерством в медальонах созданы рельефные композиции, в которых извивающиеся чешуйчатые тела драконов, показанные в сложных ракурсах, то появляются среди клубящихся облаков, то исчезают за ними. Это пластическое движение создает эффект особой глубины и пространственности, а многоплановость резьбы рождает особую игру светотени. Лев с детенышем, головы драконов на ручках и морды фантастических животных на ножках вносят в художественное решение вазы экспрессию и эмоциональную выразительность.

 

Декоративная шкатулка с эмалями
Китай, 1930-1940-е гг.
Серебро, золочение, филигрань, эмали, кораллы, бирюза
Высота: 14 см

Декоративная шкатулка отличается рядом несомненных достоинств, среди которых необходимо отметить высокопрофессиональное владение ювелирными техниками – среди всех видов эмальерного искусства эмаль по скани считается наиболее сложной и трудоемкой в исполнении. Стенки шкатулки и крышки, а также шишечка сплетены из позолоченных нитей и превращены в тончайшее кружево. На этом зыбком мерцании фона выделяются изображения, созданные полихромными эмалями, как прозрачными, которые дают глубину цвета, так и непрозрачными, рождающими насыщенные цветовые пятна. При этом блеск и игра эмали, ее переливы при изменении угла зрения придают произведению особую выразительность.

 

Скульптурная композиция «Поединок»
Япония, период Мэйдзи (1868-1912 гг.)
Бронза, литье, патинирование, гравировка
Высота: 38,5 см
Автор: Сэйя Гэнрюсай

Настоящее произведение является характерным образцом японской авторской скульптуры периода Мэйдзи (1868-1912 гг.), созданной в технике литья с последующей гравировкой и патинированием поверхности. Произведение отлито как единое целое традиционным методом рогата («форма утраченного воска»), сложившимся в литейных мастерских при буддийских монастырях в период раннего средневековья.
Пластическая композиция состоит из фигуры слона, занимающей центральное положение, и напавших на него двух тигров. Хобот слона вскинут в боевом кличе, левая передняя нога агрессивно поднята, ей он пытается наступить на одного из тигров, второй хищник вскочил на спину слона. На ноге слона имеется прямоугольная вставка с выполненной в технике литья подписью, состоящей из трех иероглифов, означающая фамилию мастера - Сэйя Гэнрюсай.
Скульптурная композиция выполнена в реалистической манере, мастерски передающей экспрессию происходящего. Поверхностная отделка модели отличается совершенством и особой деликатностью в передаче фактуры. Узор на шкуре передан тонированными полосками металла, созданными в сложной технике, сочетающей горячую и холодную обработку металла. Качество позволяет без сомнения утверждать, что работа относится к первичной отливке композиции, что особенно ценно. Настоящее произведение относится к разряду декоративной скульптуры Японии, в которой органично соединились воспринятые японскими мастерами периода Мэйдзи традиции западноевропейского анималистического искусства и реалистические тенденции национальной миниатюрной скульптуры. В технике того времени преобладало стремление максимально продемонстрировать возможности традиционных методов литейного производства и отработанных в предшествующие столетия приемов резьбы, гравировки, искусственного наведения патины.
В данном случае сцена не является иллюстрацией какого-либо конкретного сюжета восточной мифологии а, скорее, представляет собой аллегорический поединок сил добра и зла. Добро олицетворяет слон - большое и доброе существо, которое, однако, в минуту опасности становится беспощадным к врагам. Безусловность грядущей победы сил добра подчеркивается пропорциональными особенностями композиции. Фигура слона явно доминирует над более мелкими фигурами тигров.
Полная экспрессии, композиция точно передает драматизм поединка. Автор данного произведения – Сэйя Гэнрюсай – принадлежит к числу выдающихся мастеров периода Мэйдзи. Его имя встречается в специализированных справочниках по японской художественной бронзе, а работы неоднократно выставлялись на аукционах Sotheby’s и Christie’s.

 

Скульптурная композиция «Сечжай, играющий с детенышами»
Китай, 1920-1930-е гг.
Фарфор, скульптурная лепка, надглазурная роспись эмалями. Резная деревянная подставка.
Высота композиции 17,3 см. (с подставкой – 21,5 см.)

Произведение датируется 1920-1930 годами, когда, с одной стороны, возрождаются лучшие традиции китайского искусства прошлого века, а с другой. присутствуют черты, заимствованные из японского искусства и европейского стиля Ар-деко. При сохранении старых традиций в иконографию введены изменения, характеризующие время изготовления фигур.
В образах сечжая и детенышей прослеживается соединение черт различных животных, что говорит о позднем мифологическом синкретизме с целью усиления благопожелательного смысла произведения. У персонажей львиные тела, у взрослого сечжая пасть с большим белым небом и рядами острых зубов, которые заимствованы из образа рыбы ао и соединены с драконоподобной головой зверя.
Скульптурная группа, несмотря на небольшие размеры, монументальна. Мастерски создаются ее пластичные округлые формы, манерные ракурсы фигуры, нарочито утрированное смещение пропорций. Эти инновации дополняются стилизованными элементами, что наглядно проявляется в трактовке голов с применением легкого рельефа и гравировки по тесту.
Обращает на себя внимание соединение реализма изображения и фантазийных элементов декора с использованием приемов гротескной стилизации. Это удивительный синтез, создающий целостный образ и позволяющий говорить о сложении национальной ветки стиля Ар-деко.

 

Все новости Салона