Преемственность поколений

Крымская художественная традиция: Преемственность поколений
Прекрасные примеры синтеза столичных художественных традиций и крымской школы можно наблюдать в работах В.Д. Бернадского, Ф.З. Захарова, П.К. Столяренко, В.П. Цветковой, Я.А. Басова, Г.Я. Брусенцова, С.И. Бакаева, В.Н. Волкова, А.И. Сухоруких, В.И. Толочко, С.К. Ярового.

Крымская художественная традиция в целом подобна флорентийской мозаике. Она собрана из разных дорогих камней, состыкованных, отполированных, оттеняющих друг друга и превращающихся в самостоятельное произведение искусства. Говоря об этом исключительном явлении в отечественном искусстве, необходимо обратиться к XIX веку, в те времена, когда в Крыму жили и работали И.К. Айвазовский, А.И. Фесслер, Л.Ф. Лагорио, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, К.А. Коровин. Эти художники, начиная с И.К. Айвазовского,  обратили внимание на крымский пейзаж, на марину как на самоценный сюжет. Они видели в нем не только фон для модных стаффажей, но и законченную картину. Естественно, что садово-парковые ансамбли, места героической обороны Севастополя и колыбель Русского православия тоже нашли свое отражение в творчестве российских живописцев. Но главное, что притягивало художников, - это природа, отличающаяся от средне-русской, иная свето-воздушная среда.

По этим причинам в Крым в последней трети XIX века стали приезжать на этюды преподаватели и студенты Императорской академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, художники–передвижники. Постепенно по всему побережью от Евпатории до Керчи возникли мастерские, художественные коммуны, творческие дачи.  Одно из самых известных мест дореволюционного Крыма – гурзуфский дом Коровина «Саламбо». Помимо художников, гостями дома были Ф.И. Шаляпин, А.П. Чехов с супругой и сестрой, музыканты Танеевы и многие другие представители творческой интеллигенции.

Другим знаковым поселением был Дом поэта в Коктебеле.  М.А. Волошин с 1917 года обосновался в нем вместе с семьей, и дом стал центром притяжения всей творческой интеллигенции того времени, а Крым превратился в «мастерскую под открытым небом» (И.И. Чекмазов).

Именно эта социальная среда, созданная творческой элитой страны, существовавшая здесь более века, породила симбиотическое культурное явление – Крымскую художественную традицию. В ней гармонично переплетены Петербургская и Московская живописные школы, собственная крымская культура – многонациональная и самобытная, с глубоким влиянием крымскотатарского искусства и архитектуры.

Большую роль в развитии и укреплении художественной традиции сыграли  Н.С. Самокиш, Н.С. Барсамов, К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, А.В. Куприн, М.П. Крошицкий и другие. Возникает институт ученичества и наставничества. Не последнее место в нем, безусловно, занимает Творческая дача Союза художников в Гурзуфе. Восхитительное место, найденное К.А.Коровиным, стало мастерской для нескольких поколений отечественных живописцев. Сюда стремились за сюжетами, за красотой, но, главное, за общением!

Созданное до войны Симферопольское художественное училище им. Н.С. Самокиша стало важным звеном в этой цепочке передачи знаний. После его возникновения возможно говорить о Крымской школе живописи. Художественное училище стало тем местом, куда можно было уехать из беспокойных, политизированных столиц, куда направляли работать слабых здоровьем художников. В  50-е годы здесь собралась когорта выдающихся молодых живописцев и графиков, которые давно уже стали классиками не только  крымского, но и отечественного искусства в целом.  

Таким образом, большая часть крымских художников напрямую была вовлечена в этот круговорот передачи знаний, навыков, мастерства от старшего поколения к младшему. А старшие были прямыми наследниками традиций столичных живописных школ.

Галерея «Арт-Бульвар» (Севастополь)
стенд 14-1